Родилась я 11 сентября 1955 года в г. Краснодаре, куда мои родители, поженившись, переехали из села Велико-Архангельское, в поисках счастья и заработков. Через пять лет они вернулись, не выдержав тоски по родным местам. Таким образом, начало моей сознательной жизни связано с Велико-Архангельским, которое я и считаю своей малой Родиной. С ним у меня связано все самое святое и задушевное- память о моих предках, о моем собственном детстве, моей первой любви...
Самые теплые воспоминания я храню о родной Велико-Архангельской школе. Тридцать пять лет прошло с тех пор, как я покинула ее стены. Да и самих-то стен давно уже нет, а она по-прежнему жива в моей памяти- стоит на пригорке, утопая в сирени и акациях. И этот образ не в силах стереть даже неумолимое время. Помню каждый ее уголок, каждую дорожку в школьном саду. Да, мы учились в две смены, и после уроков приходилось 3 километра идти домой в темноте по вязкой грязи. Да, в классах мы частенько сидели в пальто и даже в варежках, но это не уменьшало нашего желания писать красиво и знать больше. Да, у нас не было спортивного зала, но мы очень любили уроки физкультуры ив коридоре занимались на брусьях, выполняли прыжки, лазили по канату, старались не мешать тем, кто учился рядом. Можно еще много вспомнить такого, что современным школьникам покажется непреодолимым препятствием в учебе. Но помнится не только это, но и наши школьные вечера, КВН, занятия хорового кружка, палаточный лагерь труда и отдыха на берегу пруда, поездка всем классом в Хреновое и Волгоград (в кузове грузового автомобиля), игра "Зарница", субботники, на которых мы работали с большим старанием, и еще многое и многое другое, что олицетворяет собой счастливейшую пору детства. А еще я помню своих учителей- всех до одного, даже тех, кто учил меня совсем мало. Я испытываю к ним не просто уважение. Я преклоняюсь перед великим подвигом этих бескорыстных тружеников, которые, не жалея времени и душевных сил, дарили нам радость познания, учили дарить добро и жить по справедливости. Убеждена, что любовь к родному языку, ставшему моей профессией, тоже зародилась на школьных уроках. Мне выпало счастье учиться у замечательных учителей начальных классов: Давыденко Надежды Андреевны, а так же, прекрасных педагогов-словесников, настоящих сельских интеллигентов- Рыданова Федора Васильевича, Дубининой Анны Ивановны, Савченко Нины Владимировны, которым я в полной мере обязана всем, чего достигла. Вопрос "Кем быть?"никогда не стоял передо мной. Моя мама всю жизнь проработала педагогом. Преподавала с любовью к предмету и к детям. До сих пор (а она уже 24 года на пенсии) к ней идут и едут за советом ее бывшие ученики. Поэтому после окончания школы (в 1973 году) я поступила в Борисоглебский педагогический институт. В то время он славился своим педагогическим составом и окончившие его молодые учителя были основательно подготовлены. Студенческая пора- чудесное время. Сельской девчонкой я попала, пусть не в большой, но все же город, оторвалась от родного дома, стала жить в общежитии. И хотя я была далеко не тихоней, поначалу чувствовала себя не очень уверенно. Сразу сказались школьные пробелы: история у нас преподавалась кое-как и я боялась ее, как огня. Зато по русскому языку и литературе я была в числе лучших. Студенты в те годы много работали. Каждый год в сентябре мы на месяц уезжали убирать овощи в подшефный совхоз, где жили в брошенных деревенских домах или палатках. Все трудились с огоньком, а по вечерам, позабыв об усталости, танцевали под магнитофон. Я всегда любила спорт, в вузе занималась в лыжной и легкоатлетической секциях, ряд лет была чемпионкой института по бегу, входила в сборную БГПИ. Годы учебы в Борисоглебске- это лучшие годы юности, они по-особому окрашены и вспоминаются с душевным трепетом. На четвертом курсе я вышла замуж и, окончив институт, была направлена в Гваздинскую среднюю школу. Через два месяца после начала учебного года ушла в декретный отпуск. После рождения дочери работала в школьном отделе райкома комсомола, участвовала в организации деятельности школьных комсомольских организаций. Затем родилась вторая дочь. Пока дети были маленькие, работала воспитателем группы продленного дня в средней школе №7. В это время мой муж, Ульченко Александр Егорович, по образованию инженер-гидротехник, работал первым секретарем райкома ВЛКСМ. В 1984 году его направили на партийную работу в колхоз "Дружба" (с. Гвазда), куда мы переехали всей семьей. Так я снова стала преподавать русский языки литературу в Гвазденской средней школе. В Гвазде мы прожили 5 лет. Это было трудное, но замечательное время. Муж вначале работал парторгом, а затем председателем колхоза и был весь поглощен работал, а я не только успевала вести уроки, но и заниматься детьми, топила печку, носила из колодца воду, управлялась с огородом, а ночью проверяла тетради и готовилась к урокам. Наш авторитет на селе был очень высок, так как мы с мужем всю душу отдавали своему делу, были организаторами различных интересных и полезных дел в школе и на селе. До сих пор мы храним самые теплые отношения с нашими бывшими односельчанами. В 1989 году муж по состоянию здоровья был вынужден уйти с должности председателя колхоза и мы вернулись в Бутурлиновку. Александр Егорович устроился мастером в ПМК "Павловскводстрой", где работал до избрания на партийную работу, а меня пригласил директор БМТТ Заяц А.С. и предложил преподавать новый предмет- литературу народов мира. Немного поколебавшись я согласилась. Первый год работы в техникуме был для меня очень не простым. Во-первых, вся система преподавания значительно отличалась от привычной мне школьной. Во-вторых, я чувствовала себя чужой в огромном и незнакомом коллективе. И, наконец, мне дали классное руководство в группе механиков, которые буквально пили мою кровь (а ведь я была далеко не новичком!). Только теперь, спустя годы, я по-настоящему могу оценить, насколько трудной была группа. В общем, я решила: доработаю год и рассчитаюсь. Действительно, какое мне дело до какой-то там муки, крупы, зерна? Но... Прошел год и я привыкла к новому коллективу, прониклась его делами и заботами. К своему удивлению, я обнаружила в техникуме много плюсов по сравнению со школой, по которой я так раньше скучала. Прежде всего мне очень понравился стиль руководства директора- строгий, требовательный, не допускавший просчетов даже в мелочах и в то же время человечный. Каждое утро А.С. Заяц приходил в техникум задолго до начала рабочего дня и обходил все помещения, включая служебные. Он любил, чтобы было все в порядке, терпеть не мог разгильдяйства и неряшливости. Во время занятий часто проходил по коридорам, иногда заходил на урок. Что меня удивляло- он всегда все знал и понимал, от его глаз ничто не могло ускользнуть. Мне нравилась дисциплина и порядок в учебном заведении. Вместе с тем к Александру Степановичу можно было обратиться с любой просьбой. Он всегда внимательно выслушивал и старался помочь. Что мне еще в нем очень импонировало- А.С.Заяц был очень прогрессивный руководитель. Он всегда приветствовал все новое, и не жалел средств на его внедрение. А главное- он был настоящим патриотом учебного заведения и свято берег его честь. Он любовно пестовал свой коллектив, поощряя инициативу и творчество, добиваясь сплоченности в работе и досуге. В этой атмосфере мне было комфортно, и я сама не заметила, как стала в техникуме своей и полюбила его всей душой. Вот уже 20 лет моя жизнь неразрывно связана с БМТК. За этот период он очень изменился и внешне и по сути. К счастью, на смену ушедшему на заслуженный отдых Зайцу А.С. пришел Крячко А.В.- плоть от плоти нашего коллектива, руководитель- новатор, сумевший взять все лучшее из опыта своих предшественников и на этой основе создать новый облик учебного заведения. За два десятилетия колледж стал для меня поистине родным домом. Все его беды и радости, просчеты и достижения я воспринимаю как личные. За эти годы я обрела авторитет и свое особое место в коллективе. За мной закрепилась репутация чуть ли не самого грамотного человека, и ко мне обращаются за советами по вопросам произношения, правописание и редактирования. Нередко мне приходится также сочинять по заказу (чего я признаться, не люблю) разного рода стихотворные приветствия, посвящения, обращения и т.п.
В настоящее время, помимо преподавательской деятельности, я занимаюсь вопросом профориентации в прессе. Под моим руководством студенты публикуют свои заметки в различных районных газетах нашей области, а также в газете "В округе". Кроме того, я сотрудничаю с методическим кабинетом колледжа, осуществляю редактирование и корректорскую правку различных конкурсных работ, а также материалов, предназначенных для публикации. В 1996 году я вместе с Гаценко Л.Н. основала и поныне существующую общеколледжскую газету "Союз СП" ("Союз студентов и преподавателей"), редактором которого была до 2002 года. Являюсь преподавателем высшей категории, имею 29 благодарностей администрации учебного заведения, трижды была победителем в одной из номинаций Фестиваля открытых уроков БМТК, награждена Почетной грамотой Главного управления образования Воронежской области, а также нагрудным знаком "Почетный работник среднего профессионального образования", ветеран труда, в прошлом году стала победителем колледжского конкурса "Преподаватель года- 2009".
Считаю, что жизнь моя удалась. Вот уже 32 года живу с человеком, которого знаю с детства и с которым меня многое связывает. У нас две замечательные дочери. Старшая- Анна- художник, парикмахер, натура творческая и инициативная. Младшая- Марина- экономист, человек энергичный и целеустремленный. Обе подарили нам по внучке. Старшая, Евгения, 13 лет, учится в 7-м классе школы при БМТК и в школе искусств, поет, призер Московского международного форума "Одаренные дети". Младшей Варваре- 2 года. Всю жизнь я занимаюсь любимым делом- учу и воспитываю детей. Еще школьницей, на интуитивном уроке, я усвоила, что настоящий учитель- это не "урокодаватель", а тот, кто соединяет в себе функции "открывателя" мира и надежного друга, и наставника. Таких учителей я всегда боготворила и подспудно перенимала у них то, что мне казалось самым ценным. Так было всегда, так есть и сейчас, когда я сама учитель с более чем 30-летним стажем. Считаю, что от личности наставника напрямую зависит и отношение к преподаваемому им предмету. С высоты моего опыта фигура настоящего учителя видится мне, как пример соединения лучших человеческих качеств. Это тот, для кого воспитание Человека- не просто профессия, а стезя, алтарь, на который зачастую кладется личное благополучие. Учитель должен жить так, как он учит, то есть Учитель- это образ и стиль жизни. Конечно, он не Бог и, как и любой другой, имеет право на ошибку. Но он должен иметь смелость признать ее и исправить. Такого учителя дети не только любят, они доверяют ему самое святое- свои души. И он не имеет право их предать. То есть Учитель- это, прежде всего, воспитатель, а затем уже открыватель.
За 30 лет работы учителем русского языка и литературы я пришла к выводу, что преподавание этих дисциплин налагает особую ответственность. И это не удивительно. Русский язык- это не только основа любого предмета, но и то, без чего человек не может обойтись даже короткое время в любой сфере своей деятельности. От того, как он им владеет, порой зависит очень многое и в его карьере и в личной жизни. А литература- предмет, который я смело назвала бы "жизневедением", ибо где еще ребенок имеет возможность пережить столько разнообразных эмоций, получить столько жизненных уроков? И это тоже очень ответственно, поскольку здесь учитель проникает в самую интимную и деликатную сферу- сферу человеческой души.
Занимаясь преподаванием столь специфических дисциплин и постоянно общаясь с детьми, я всегда ощущаю себя нужной, полезной и,... молодой. А это ли не счастье?...