Учить или учиться?
В юности я не мечтал стать учителем - преподавателем, прекрасно видя «черный неблагодарный труд» на опыте своего отца: проверка тетрадей, написание планов уроков, дежурства до позднего вечера. А утром вставать и бежать на переполненный автобус, чтобы успеть на занятия. Сотового телефона и маршруток в то время не было.
Если опоздаешь на автобус, то придется идти пешком 5 км, или остановки три - четыре... Совсем иначе начинается рабочий день у инженера. Не спеша, ты идешь на работу 10-15 минут. Потом планерка, работа с техникой, оборудованием и без эмоциональных стрессов. Моими любимыми предметами в школе были математика и физика. Поэтому я поступил учиться на физический факультет ВГУ. Мир электроники был очень интересен и притягателен. Создавать свои схемы, проектировать и отлаживать, устранять неисправности в других схемах, в том числе и в радиотехнике. Здесь требовались знания, логическое мышление и творческая жилка для нестандартных решений.
После окончания университета по распределению начал работу в НПО «Электроника» инженером - наладчиком. Здесь я занимался вводом нового оборудования, обслуживанием различного технологического оборудования для производства микросхем, транзисторов. Рядом со мной работали опытные инженеры, тоже выпускники физфака, которые легко делились опытом, помогали разобраться в трудных ситуациях, в сплетении проводов и сигналов. Учили думать
головой, а не спешить браться за паяльник. После развала СССР в НПО «Электроника» начались различные проблемы. В том числе со сбытом продукции и численностью работников. Способ решения был избран простой по расчетам бухгалтерии сократить «лишних». В первую очередь сократить молодых специалистов. Нам предложили самим решать проблему дальнейшего трудоустройства. Имея опыт обслуживания сложных систем, я смог перейти в другую отрасль, в сферу энергетики. Начал работать инженером - наладчиком в службе НДС предприятия «ВарьеганЭнергоНефть». Здесь я обслуживал оборудование телемеханики и АРМ диспетчера ЦЦС. В 1993 году было проведено акционирование предприятия. Был выделен в отдельное предприятие участок по обслуживанию электрических сетей города Радужного. На основе его возникло новое предприятие ОАО «РГЭС». В нем создана служба релейной защиты и телемеханики, в которой я продолжил работу. Кроме обслуживания телемеханики, пришлось заниматься обслуживанием ПК отдела, установкой ПО, созданием и настройкой ЛВС. Через два года возникла проблема модернизации телемеханики с целью перехода на новое оборудование взамен морально устаревшего. В новых системах сложность обработки информации была перенесена из аппаратных средств в программные. Но любая программа может содержать ошибки. Их необходимо находить и устранять. В противном случае, возможны аварии, отключения потребителей и диспетчер не будет своевременно получать информацию об этом. Для обнаружения ошибок необходимы знания по технологии создания программ. Простые ошибки легко обнаруживаются и устраняются. Со сложными ошибками приходилось долго возиться, чтобы установить истинную причину. Новая архитектура программы ТМ, основанная на технологии ОРС - серверов, потребовала много времени на изучение и освоение. Недостаток знаний подтолкнул меня к самообразованию. Для получения профессиональных знаний я стал еще раз студентом, поступив на вечернее отделение факультета компьютерных наук ВГУ в 2001 году. Успешно защитился в 2006 году. Чтобы применить знания на практике перевелся работать инженером - программистом в МУП «ГЭС» города Ханты-Мансийска. Занимался поддержкой программы ТМ «Омъ», администрированием ЛВС, установкой ПО для разных служб. Проработал здесь до апреля 2005 года и уволился, так как требовалось время для написания диплома. Тема была достаточно сложной, многое в программе пришлось создавать с «чистого листа». После получения диплома снова встал вопрос -«Куда пойти работать по новой специальности?». Процесс поиска работы был не таким коротким, даже для меня инженера с большим опытом работы. Чтобы ценить работу, надо побыть «свободным безработным». Поэтому вакансия инженера - электроника в БМТК была «надежной синицей» в руках, чем остальные предложения. С февраля 2007 года я начал работать в компьютерном центре БМТК.
Кроме основной работы, стал проводить лабораторные занятия со студентами. Знаний, полученных в университете, было достаточно. Не хватало педагогического опыта, чтобы управлять студентами, группой. Для этого надо видеть характер студента, оценивать его ответы и поступки. С накоплением опыта я стал вести самостоятельно предметы для студентов ТО. Они разные по своему содержанию и тематике:
II - курс «Архитектура ЭВМ и ВС».
III - курс «Микросхемотехника».
IV - курс «Безопасность компьютерных сетей и серверов», «Программное обеспечение компьютерных сетей и серверов», «Микропроцессоры».
Что же труднее - учиться или учить?
По мере накопления опыта, человеку становиться легче работать в любой профессии. Так, как он умеет решить любую сложную проблему на основе своих знаний и навыков. Этому пытаюсь научить студентов, думать и решать самостоятельно, формирован, свою базу знаний и не бояться учиться в любом возрасте.
По материалам книги Сержа Сандала «Белые холмы»,
Книга четвёрнтая, стр.121-123.
(Издание юбилейное, дополненное, изданное в честь 75-летия Бутурлиновского механико-технологического колледжа, 2011 г.)